InstagramFacebookВконтакте

Развитие инклюзивного образования

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ АЛЛА КУЗНЕЦОВА: «КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ВСЕМ ДЕТЯМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ»

Начался новый учебный год. И каждому ребенку должны быть созданы условия для качественного образования, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями. Каждый десятый школьник Хабаровского края имеет ограниченные возможности здоровья. С 1 сентября 2016 года в России вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС) именно для таких детей.
Он предусматривает инклюзивное образование, то есть обеспечение равного доступа к учебе для всех школьников с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Теперь обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано не только в отдельных классах, группах или специальных организациях, но и в обычных школах. Родители могут сами выбирать, куда пойдет учиться их ребенок.
Хабаровский край не новичок в этом серьезном вопросе. Здесь уже полтора года проходит апробация федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выбор нашего края в качестве пилотного не случаен, готовность организаций к внедрению новшеств достаточно высокая и многие имеют опыт инновационной деятельности.
Активно ведется работа по созданию безбарьерной среды, совершенствованию материально-технической и кадровой базы, обновлению содержания образования.
О том, что уже достигнуто и что планируется сделать в этом направлении, рассказывает министр образования и науки Хабаровского края Алла КУЗНЕЦОВА.
- Алла Геннадьевна, где в настоящее время учатся дети с ограниченными возможностями?
- Всего в общеобразовательных школах края обучаются более 10 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. У них есть возможность получать образование как совместно с другими детьми в общеобразовательных классах - это почти 6 тысяч школьников, так и в отдельных специально организованных классах по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются 3,5 тысячи детей.
Практически в каждой школе Хабаровского края осуществляется инклюзивное образование; в 20 школах созданы специальные условия для реализации адаптированных основных образовательных программ; развивается служба психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая одну центральную и 16 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, три центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в каждом учреждении, как в детском саду, так и в школе, есть психолого-медико-педагогические консилиумы.
- В каких муниципальных районах работают специальные образовательные организации для детей с ограниченными возможностями здоровья?
- Такие организации есть практически во всех районах края. Так, для обучающихся с умственной отсталостью существуют учреждения в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Бикине, Вяземском, Николаевске-на-Амуре, Советской Гавани, Ванино, Переяславке, п. Березовый, с. Пивань.
Детей с задержкой психического развития принимают школы в Амурске, Николаевске-на-Амуре. В Хабаровске почти 50 лет работают школы-интернаты для глухих и слабослышащих; для слепых и слабовидящих детей. Также есть школа в Комсомольске-на-Амуре для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи.
Кроме того, услуги психолого-педагоги­ческого сопровождения оказывают детский краевой центр охраны и развития зрения, центр реабилитации слуха и речи СУВАГ, краевой центр помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Как реализуется государственная программа «Доступная среда»?
- С 2011 года министерство образования и науки края участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
За это время создана универсальная безбарьерная среда в 104 муниципальных общеобразовательных организациях края на общую сумму 201,4 млн. рублей, в том числе 106,9 млн. рублей из федерального бюджета. В 2015 году реализация мероприятий будет продолжена еще в 10 школах.
На ремонт зданий, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, направлено 14,2 млн. рублей. Созданы условия безбарьерной среды в четырех профессиональных образовательных организациях.
В 2015 году запланировано провести мероприятия в пяти учреждениях. В рамках программы установлены пандусы, расширены дверные проемы, подготовлены помещения для специализированного реабилитационного оборудования, установлены поручни в рекреациях, обеденных залах, отдельных туалетных комнатах для инвалидов, оборудование для сенсорных комнат, предназначенных для психологической и физиологической разгрузки детей-инвалидов, специализированные игровые комплексы, реабилитационное оборудование и мягкая мебель.
- Какие новшества произошли в образовательной среде в связи с апробацией федеральных государственных стандартов образования?
- Изменились подходы к содержанию и объему освоения программ образования (стандарт предусматривает 4 варианта образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения);
- определены четкие требования к уровню подготовки педагогических кадров и узких специалистов;
- установлены отдельные требования к специальным условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт отражает социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которые, в свою очередь, являются ориентирами для специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
Особая роль в содержании стандарта для обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития отведена усвоению жизненных компетенций, освоению форм социального поведения, принятых в семье и гражданском сообществе. А также социализации обучающихся, их дальнейшему профессиональному самоопределению и трудоустройству.
Поэтому уже сегодня в коррекционных организациях Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Вяземского, Бикина успешно реализуется профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки для умственно отсталых детей.
Это позволяет выпускникам приобрести знания по профилям рабочих специальностей: столяр, обувщик по ремонту обуви, младший обслуживающий персонал, штукатур, маляр, швея, овощевод, животновод, получить свидетельство с присвоением соответствующего уровня квалификации (2-3 разряда) и найти работу на предприятиях региона.
- Как информационные технологии помогают учиться детям-инвалидам?
- В крае всем детям-инвалидам (а это 811 человек), которым показано получение образования на дому и которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, предоставляется такая возможность.
За счет средств краевого бюджета функционирует краевая система дистанционного обучения. Автоматизированные рабочие места детей-инвалидов и педагогов оснащены компьютерным оборудованием и подключены к Интернету.
При Хабаровском краевом институте развития образования создан и успешно работает Краевой центр дистанционного образования детей. В 2014-2015 учебном году при помощи дистанционных технологий обучалось 150 детей-инвалидов. На реализацию мероприятий израсходовано 10,5 млн. рублей.
- Готов ли Хабаровский край к повсеместному введению ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями развития?
- Разработан план введения ФГОС для детей с ОВЗ как на региональном уровне, так и в каждом муниципалитете. Продолжается работа по созданию необходимых условий обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и обеспечивается равный доступ к получению качественного образования для всех детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей.


В Хабаровском крае развивается инклюзивное образование

21.10.2013

На создание универсальной безбарьерной среды в 15 муниципальных образовательных учреждениях Амурского, Бикинского, Ванинского, Вяземского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Советско-Гаванского и Хабаровского районов в текущем году из федерального бюджета в Хабаровский край поступила субсидия в размере 18 088,1 тыс. рублей.

В рамках программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в школах будут проведены работы по реконструкции и устройству пандусов, отдельных туалетных комнат, расширению дверных проемов, установке специализированного реабилитационного оборудования, поручней в рекреациях и обеденных залах.

Средства будут направлены также на приобретение игровых комплексов и мягкой мебели, а также оборудования для сенсорных комнат, предназначенных для психологической и физиологической разгрузки.

«Итогом участия в программе станет увеличение в крае доли школ, обладающих условиями для развития инклюзивного образования. В 2013 году она составит 23,9%, - подчеркнула заместитель начальника управления общего образования министерства образования и науки края Юлия Зотова. - Расширение универсальной безбарьерной среды позволит решить задачи эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного обучения».

Напомним, соглашение между Министерством образования и науки России и Правительством Хабаровского края об участии региона в программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы» впервые было подписано в 2011 году.

За два года из федерального бюджета привлечено 73,7 млн. рублей. Универсальная безбарьерная среда уже создана в 57 образовательных учреждениях Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Верхнебуреинского и Николаевского районов.


Опыт Хабаровского края в обучении детей-инвалидов признан лучшим в стране

Вопросы получения образованиядетьми с ограниченными возможностями здоровьяобсудили на расширенном заседании правительства края. В ходе него прозвучала информация о том, что практика обучения детей-инвалидов в Хабаровском крае признана лучшей в России.

С основным докладом выступила министр образования и науки региона Алла Кузнецова. По ее словам, сегодня в Хабаровском крае проживает более 17 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Это ребята с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.

— Чтобы получить дошкольное и общее образование, большая часть детей нуждается в специальных условиях. В зависимости от состояния здоровья и желания родителей, ребята могут обучаться на дому, в специальных и медицинских учреждениях, в коррекционных классах и школах, а также инклюзивно, то есть вместе с остальными детьми. Все эти формы в Хабаровском крае развиты, — сообщила глава минобрнауки.

Кроме того, во всех муниципальных образованиях для детей, получающих образование в семье, и их родителей создано 180 консультативных пунктов, которые посещают более 5 тысяч человек ежегодно.

Министр отметила, что с 1 сентября 2016 года в стране вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по обучению детей с инвалидностью. Стандартом определены требования к состоянию и доступностиучебных зданий, а также к техническому оснащению и профессионализму кадров.

— В Хабаровском крае апробация ФГОС в пилотном режиме ведется уже с 2014 года. За это время подготовлено достаточное количество учителей и узких специалистов: дефектологов, логопедов, тьюторов, психологов. Разработаны образовательные программы и методические рекомендации, закуплено необходимое оборудование. На практике все эти меры направлены на индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, в какой форме они получают образование, — рассказала Алла Кузнецова.

Глава ведомства подчеркнула, что опыт Хабаровского края по внедрению ФГОС признан лучшим в стране. Министерством образования и науки России он предложен к распространению в других регионах.

На развитие краевой системы образования для детей с инвалидностью за последние два года направлено более 100 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета.

На сегодняшний день в крае разработан межведомственный комплексный план развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы. В него вошли аспекты, связанные с дальнейшей подготовкой кадров, дистанционным и дополнительным образованием, физической культурой, созданием специальных условий обучения.